Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству (модуль ИЗО и МХК)

Эффективность методов преподавания ИЗО зависит от условий их применения. Как показывает опыт практической работы, для успеш-
ной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному.
Эту группу условий составляют:
развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью 
им;
воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества уча-
щихся;
обучение языку изобразительного, народного, декоративно- прикладно го искусства и дизайна, освоение средств художественной 
выразительности пластических искусств;
целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание 
ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
целенаправленный отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и 
специальных наглядных пособий;
активное изучение детьми под руководством педагога натуры    (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), 
предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, 
исторических архитектурных деталей;
введение в урок творческих, импровизационных и проблемных   задач;
применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная 
работа и др.);
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с    учащимися;
введение в структуру урока игровых элементов и художественно- дидактических игр, использование элементов соревнования;
применение на уроке проектного метода обучения;  
систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное 
искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.
Рассмотрим специфику проявления перечисленных 
условий на занятиях изобразительным искусством.
Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, учебно-творческому заданию — необходимое 
условие проявления художественного творчества. Для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности используются разнообразные средства. Как известно, комплекс средств активизации 
обучения включает: содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система 
активизации изобразительной деятельности школьников имела целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. При 
этом ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.
Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной по-
мощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания 
художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля 
детей. Это дает им возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути 
их исправления. Некоторые учителя строят уроки изобразительного 
искусства только на занимательности, особенно не утруждая ребенка. 
Надо помнить, что учение — это прежде всего труд, который развивает ум школьника, приобщает к организованной работе. Однако было 
бы ошибкой игнорировать эмоциональность младшего школьника и требовать постоянного внимания к тому, что ему не интересно. Опыт 
показывает, что необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно с этим надо воспитывать у учащихся и интерес к изобразительной деятельности, и способность к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогически 
целесообразно начинать с внешних приемов, побуждающих ребенка сосредоточиться, а затем постепенно научить его активно управлять 
своей деятельностью.
Творческие способности школьников проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы 
для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность.
Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности 
вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.
Наибольшие трудности для детей представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, 
объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые усилия при выполнении 
изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Для каждого урока изобразительного искусства необходимо выделить ведущую 
учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку.
Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного 
творчества учащихся является главным в разработанной нами системе педагогических условий. Усложнение учебного материала 
по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на 
каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность художественного образования — освоение школьниками основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-творческой активности. При этом нельзя допустить 
«перекоса» — недооценки или переоценки какой-либо из сторон этого единого процесса.
Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности 
его повышения.
Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого 
копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности. В соответствии 
с программными требованиями для каждого класса (на многочисленных примерах произведений изобразительного искусства) рекомендуется рассмотреть следующие средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, 
формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение 
композиционного центра, главное и второстепенное в ком  позиции, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей 
композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, композиция и материал, светотень и цвет 
в композиции, композиционная целостность. В практической работе рекомендуется использовать метод «вариантности впечатления» — 
показать как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом. Это способству-
ет правильному пониманию детьми выразительных возможностей каждого средства.
Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого урока изобразительного 
искусства рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. В то 
же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: 
художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, 
творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).
Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. 
Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально по-
добранных литературных произведений.
Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков. 
Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов 
(репродукций, открыток, иллюстраций и др.).
Целенаправленный отбор произведений изобразительного искусства для изучения школьниками определяется следующими принципами:
художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;
многообразие видов и жанров изобразительного искусства,   традиционность видов народного творчества, технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;
единство эстетического восприятия и художественной практики   школьников.
В соответствии с учебными задачами для каждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искус-
ства, которые будут использоваться для бесед на уроке. На занятиях важным является не историческая последовательность произведений 
изобразительного искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. Желательно при этом ориентироваться на лучшие произведения русского и зарубежного 
искусства разных периодов. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры, в социокультурной среде.
Важным условием развития художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование 
педагогами технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Велика роль принципа наглядности в обучении на уроках изобразительного искусства. Наглядность повышается при активной мыслительной 
деятельности учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к 
конкретному.
Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных та-
блиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений 
известных художников. Учителя сами делают наглядные пособия, отражающие способы передачи пространства и движения в рисунке, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения изобразительных, 
дизайнерских и декоративных работ. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки-
упраж  нения, карточки-задания. Большая роль в раскрытии средств 
художественно-образной выразительности принадлежит иллюстрациям к детским книгам, выполненным известными художниками. 
Трудно переоценить эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся. Систематическая 
реализация принципа наглядности на уроках изобразительного искусства тесно связана с рисованием натуры, поскольку ее объекты 
часто сами выступают на этих уроках как наглядные пособия.
Активное изучение школьниками натуры, активизация наблюдений учащихся за окружающей действительностью, изучение 
ими предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, архитектурных деталей — все это также относится к педагогическим 
условиям интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник, включающий, например, такие вопросы: 
что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Каково состояние неба? Какое освещение? Какие характерные черты 
ландшафта вы можете назвать? В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас 
зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее 
в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Такой 
факт был отмечен Е.И.Игнатьевым, который исследовал пути формирования полноценного художественного образа. Он рекомендовал 
перед иллюстрированием рисовать объекты, входящие в композицию, не только с натуры, но и по памяти. При подготовке школьников к 
изобразительной деятельности можно использовать методику работы с набросками и зарисовками Н.Э.Радлова, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова и др.
В младших классах для активизации наблюдений рекомендуется такой игровой прием — «фотографирование» детьми тех или иных 
объектов действительности через самодельные фотоаппараты и затем «проявление снимков» в виде рисунков.
Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень 
художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем, что дети недостаточно хорошо пред-
ставляют себе объекты композиции, эпоху, быт, костюмы, архитектуру, пейзаж и другие детали. Поэтому перед выполнением заданий 
необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, можно организовать посещение музея декоративно-прикладного искусства, познакомить школьников с предметами искусства, народного быта. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к 
выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит 
кругозор детей.
На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных 
требований — предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания 
им, по мере необходимости, педагогической помощи. В начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, 
во многих случаях может обратить внимание школьников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может 
показать на листе примерное расположение объектов композиции. 
Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе 
темы и сюжета ученик постепенно подводится к их самостоятельному выбору.
Наряду с оказанием такой педагогически целесообразной помощи необходимо стремиться к созданию на уроках изобразительного 
искусства условий, которые помогут детям правильно решить ту или иную практическую задачу. Например, чтобы избежать сильно-
го нажима на карандаш, учащимся можно предложить порисовать хрупкими мелками. Полученный навык потом будет использован 
при работе карандашом. Одним из приемов, позволяющих избежать фризового построения композиции, когда небо изображается узкой 
полоской вверху листа, а земля также полосой — внизу листа, является введение цветного фона.
Особая разновидность учебных задач — задачи на импровизацию, это — высшая степень проявления творчества. 
От копирования лучших образцов произведений живописи, графики, народного и декоративно-при  кладного искусства, дизайна уча-
щиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и 
импровизаций.
Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций, про-
блемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. В соответствии с возможными подходами к проблем-
ному обучению, изложенными в начале этой главы, рекомендуется шире использовать прежде всего такую простейшую форму решения 
проблемных задач, как постановка перед школьниками вопросов. 
Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых 
функций уже знакомых объектов, например превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, 
а ее черенком. Другие проблемные задачи могут быть направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные 
способы решения проблемы и находить свой, новый способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий 
по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых» материалов (различных упаковок, банок, крышек, веревок и т.п.). К наиболее сложным проблемным задачам относятся зада-
чи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение. На занятиях изобразительным искусством 
поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке и т.п. всегда 
выступает для учащихся проблемной задачей.
Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Учащимся для выполнения 
заданий предлагают такие материалы, как карандаш, акварель или 
гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная или тонированная бумага различных размеров и др. В каждом конкретном случае 
выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. 
В 1—2 классах учитель обычно сам предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опы-
та, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами учащиеся. Соответствующие 
вопросы побуждают сделать правильный выбор. Учитель при этом оказывает тактичную помощь. Постепенно школьники овладевают 
умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал. Такая тактика педагогов 
обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и 
техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников. В то же время нельзя не учитывать, что чрезмерный 
интерес к новым материалам может увлечь школьника их различными эффектами в ущерб грамотному изображению. Поэтому на уроках изобразительного искусства необходимо стремиться к тому, чтобы 
учащиеся постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.
В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве 
учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструиро-
вания и художественной обработки различных материалов. Например, занятия монотипией одинаково интересны как младшим, так и 
старшим. Очень любят дети рисовать тушью — пером или кистью. В 3—4 классах учащихся привлекают художественные материалы и 
техники, требующие специального оснащения (гравюра на картоне, гратография — процарапывание по восковому слою и др.), они в 
равной мере выбирают и цветной, и графический материал.
Незнание школьниками правил работы красками, правил их смешивания, слабое владение различными изобразительными техниками 
часто приводят к ошибкам в рисунках.
Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник (акварель с белилами, процарапывание 
по восковому слою и подцветка акварелью, рисунок тушью пером и акварель, сочетание сангины и угля и др.) не только позволяет 
учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.
Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструиро-
вание, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, 
сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами 
и техниками.
Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы — важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач. Покажем это на примерах.
Два урока изобразительного искусства в 4 классе можно посвятить выполнению тематической композиции «Песни нашей Родины». На обоих уроках возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. На первом уроке учащиеся слушают песни 
и затем, совместно обсуждая, выбирают сюжеты для композиции, делают эскизы. Затем по лучшим эскизам дети коллективно выполняют рисунок композиции. В классе вывешивают два больших листа. 
Учащихся делят на две группы, между которыми в ходе работы организуют соревнование. Каждая из этих групп создает композицию 
на «своем» листе. Дети поочередно выполняют ту или иную часть 
рисунка. Сначала к доске учитель вызывает наиболее активных в изобразительной деятельности школьников, затем — со средним уровнем 
художественно-творческой активности и с более низким, а в конце 
опять с высоким. Педагог регулирует эту очередь, чтобы каждый поработал над композицией у доски не один раз. Такая коллективная 
работа обязательно будет сопровождаться сопереживаниями, «микродискуссиями». Ожидая своей очереди, дети будут обсуждать ход 
работы, совместно решая, что необходимо добавить, что уточнить и т.п. Может возникнуть спор о том, какое время года изобразить, что 
сделать главным в композиции, а что второстепенным и др. Второй урок по этой теме следует посвятить также коллективному выполнению композиции в цвете.
В 3 классе возможна другая форма сочетания коллективной и индивидуальной работы, например, при выполнении декоративной 
композиции «Древо жизни». На уроке над большим рисунком вместе работают несколько школьников, а остальные выполняют индивиду-
альные рисунки. В конце урока можно устроить выставку, демонстрирующую результаты этого коллективного труда. В центре помещают 
большой коллективный рисунок, а вокруг — остальные рисунки, выполненные индивидуально. В целом же получится тематическая 
выставка — результат совместных усилий, коллективного труда.Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы школьников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. 
Они рождаются в результате совместного творчества учителя и детей. 
В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и 
самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и 
решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Вместе с тем при всем большом значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение 
педагогической меры. Если коллективное рисование организуется 
слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения школьниками 
новых знаний и умений.
При характеристике коллективной деятельности нам хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления 
класса, школы. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положи-
тельное влияние на нравственный облик ребенка.
Различные попытки возможных объединений учащихся в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной 
работой учителя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ученику.
Промежуточной формой воспитательного воздействия можно считать дифференцированный подход — целенаправленное 
воспитательное воздействие на группы учащихся, объединенных по сходным признакам. При этом педагог пользуется набором средств, 
наиболее эффективных для каждой группы в определенный воспитательный момент, это позволяет активнее воздействовать и на 
каждого ученика.
По сути дела, индивидуальный и дифференцированный подходы в области обучения и воспитания обусловливают друг друга. Широкое 
и последовательное осуществление индивидуального подхода к воспитанникам в группе из 15—30 человек неизбежно предполагает их 
мысленное разделение на подгруппы по общим и индивидуальным особенностям, например, один и тот же уровень нравственной или 
эстетической или какой-либо другой воспитанности. В свою очередь, дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный 
подход к группе в 15—30—40 человек путем выделения подгрупп в зависимости от общих, а в каких-то отношениях различных черт, 
качеств воспитанников. Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития художественного творчества учащихся является введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов и художественно-дидактических 
игр и использование элементов соревнования. Значение этого условия предопределяется прежде всего самой сущностью игры. 
Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. В качестве 
специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.
Широкое использование игры и игровых приемов обучения на занятиях изобразительным искусством делает мотивацию учения 
личностно значимой для ребенка, что значительно повышает эффективность усвоения знаний, навыков и умений. Поскольку роль игры 
в процессе изобразительного творчества школьников чрезвычайно велика, мы посвятили ей специальный параграф.
Все актуальнее становится применение на уроке ИЗО и во внеклассной работе проектного метода обучения. Он тесно переплетается с проблемным обучением. Метод проектов, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится 
интегрированным компонентом структурированной системы образования.  Суть его состоит в том, чтобы стимулировать интерес 
учащихся к обозначенным проблемам, овладение определенной суммой знаний и решение этих проблем через проектную деятельность, практическое применение полученных знаний, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического 
мышления. Основа рефлекторного мышления — вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на 
аргументированном рассуждении.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, 
который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно уви-
деть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей 
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать 
результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, 
а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, 
технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность 
исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки.
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),  озна  ко ми  тельно-ориентировочная  и  пр.  (исследовательский проект, игровой, творческий).
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Общие подходы к  с тр ук т урированию проекта.
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты 
проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. 
Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, 
видеоряд с той же целью и т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на внеклассных занятиях, в групповой работе в библиотеке и др.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 
Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенках. В процессе выполнения 
проекта один ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор проекты, отличающиеся:
видом деятельности:  
–  создание творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
–  подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, 
викторины, КВН, показы мод и т.д.);
– проведение  исследований;
количеством участников: 
–  индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и моделей, коллажей, 
макетов. Кроме этого, результатами коллективной деятельности 
могут быть конкурсы, викторины, выставки, концерты, спектакли, оформление интерьера и др.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
количеством этапов;  набором и иерархией ролей;  необходимостью привлечения взрослых. При выполнении проекта дети могут работать группами. Самые простые коллективные проекты — это проекты, в которых дети выполняют отдельные, не зависимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини-проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями. Например, дети могут сделать элементы коллажа, а взрослые — объединить эти элементы в единый коллаж.
Другой пример — это тематическая выставка изобразительных, декоративных или конструктивных работ. Дети делают отдельные рисунки, скульптуры, мозаики, витражи, игрушки, макеты зданий, а взрослые оформляют экспозицию из этих работ.
Взрослые могут создать заготовку для макета города — общий рельеф, а дети — разместить на нем свои макеты домов и машин.
Еще один известный пример — это  спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим 
детям найти занятие по душе, потому что помимо актеров нужны и создатели костюмов, и суфлер, и оформители сиены и зала, и изготовители афиш и программ, и т.д.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. 
Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.
Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» — 
это спектакли, концерты, выставки и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением изобразительных, конструктивных и 
декоративных работ, следует организовывать специальным образом, например, в форме отдельного праздника.
Дети могут выбрать из предложенных учителем тему, которая им интересна, или назвать свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей. Он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в одном проекте, 
могут принять участие в другом.
После того как учащиеся выбрали тему, начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, журналы, 
справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и 
документальных фильмов и телепередач, сведения, полученные на экскурсии в музее, и др.
В процессе выполнения проекта учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Если проект долго-
срочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся 
мероприятием, которое создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом. Удачные 
находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса. Например, при подготовке кукольного спектакля 
в качестве такого промежуточного этапа может выступать создание кукол. Органичным окончанием этого этапа станет презентация 
сделанных кукол-персонажей. Это можно сделать на уроке или во время классного часа, где дети показывают и рассказывают о своих 
достижениях, что может повысить их интерес и привлечь других к работе над проектом.
В процессе работы над проектами учащиеся готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
После завершения работы над проектом организуется их презентация. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной 
теме, рассказывают о своей работе, показывают то, что у них получилось. Обязательно нужно похвалить детей за достижения. Хорошо, 
если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное 
искусство», между этой и другими дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе — одно из необходимых условий 
развития художественного творчества школьников.
Обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», различными вида-
ми художественных работ имеет существенное значение для эффективности обучения изобразительному искусству. Эти взаимосвязи 
разработаны и опубликованы в наших программах и пособиях по изобразительному искусству.

Развитие художественно-творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства предполагает прежде всего создание на каждом из этих уроков педагогических условий, необходимых для ее проявления, и затем последовательную — от урока к уроку — 
перестройку этих условий с целью обеспечения постепенного нарастания требований к учащимся, к проявляемой ими активности, 
к уровню их творческих работ.Успешное обучение школьников ИЗО на основе последовательного решения этой дидактической задачи предполагает обеспечение в процессе преподавания тех общепедагогических условий, которые необходимы для интенсивного развития художественного творчества в процессе изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности. Эти общепедагогические условия представляют собой не что иное, как реализацию принципов общей дидактики на уроках изобразительного искусства — с учетом специфики этого учебного предмета, задач его преподавания, его содержания, своеобразия используемых методов и приемов обучения.
Comments