ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 
Общая классификация умений. Методика формирования умений. 
 
1.  Исторические  знания  в  системе  формирования  мировоззрения  учащихся играют  исключительно важную роль. Они концентрируют в  себе социальный опыт человечества и необходимы для правильного понимания сложных и противоречивых событий современности. В процессе обучения исторические знания помогают создать 1)  представления  об  исторической  реальности; 2) научную  картину  развития 
человеческого общества; 3) служат ориентировочной основой в процессе овладения историческими  знаниями  и  познания  современного  общества; 4) позволяют эффективно  воздействовать  на  формирование  личности  человека,  его  ощущений  и сознания. 
Структура исторических знаний:  
1. исторические представления, 
2. исторические понятия, 
3. знания о методологии исторического познания. 
Дадим краткую характеристику каждой составляющей исторических знаний. Исторические представления — это отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализация  их  во  времени  и  пространстве.  Исторические  представления  всегда субъективны. Это объясняется особенностями восприятия исторической реальности. 
Большинство исторических знаний находится на уровне представлений. Эти знания являются наиболее распространенными, так как они базируются на образе. В системе формирования исторических знаний представления выполняют очень важную  роль, так как они являются как бы опорными сигналами, которые позволяют восстановить исторический факт, дать его характеристику. 
Историческое  понятие — это  отражение  в  сознании  наиболее  значимых, обобщенных  систематизированных  черт  исторических  фактов,  раскрывающих  их внутреннюю  сущность,  как  правило,  невидимую  при  первоначальном  восприятии. 
Исторические  понятия  объективны.  Это  значит,  что  они  должны  быть приблизительно  одинаковыми у каждого  ученика.  Именно  понятия  лежат  в  основе исторических знаний.  
Знание  по  методологии  исторического  познания  включает  в  себя  знание причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития и знания об исторической  науке.  Сюда  мы  можем  также  отнести  знание  учениками  способов 
работы  с  историческим  материалом  и  умение  использовать  их  в  работе.  Другими словами, речь идет об умениях и навыках. 
Владение умениями и навыками является важным средством повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Они дают возможность более эффективно и правильно ориентироваться в современной жизни. Таким образом, исторические знания представляют собой сложную взаимосвязь исторических  представлений,  понятий,  закономерностей  исторического  развития  и 
способов работы с историческим материалом. 
 
2.  Познание  истории  начинается  с  создания  определенных  образов  об исторических фактах, событиях, явлениях. Это закономерно. Поэтому формирование у  школьников  исторических  знаний  в  образной  и  образно-эмоциональной  форме должно занимать важное место на уроках истории. Что же такое образ? 
Образ — это  представление об  историческом  факте, либо мысленная картина исторических событий. 
Поскольку непосредственно наблюдать за историческим процессом невозможно, учитель  должен  создать  в  сознании  детей  мысленную  картину,  которая  бы максимально  приближалась  к  тому  историческому  факту,  который  изучается.  В  значительной  степени  помогают  решать  эту  задачу  дополнительные  сведения  из научной,  научно-популярной,  художественной  литературы,  которые  делают 
содержание исторического материала более ярким и запоминающимся. Ученые выделяют три вида исторических представлений.  Это представления о фактах  прошлого ( материальная,  социально-политическая,  историко-культурная жизнь людей и т. д.); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий 
к конкретному месту действия). Остановимся на методике формирования представлений о фактах прошлого. Для 
этого необходимо выявить отличие факта от события и явления. Факт в переводе с латинского  языка  означает  сделанное,  свершившееся.  Таким  образом,  факт  нельзя наблюдать или воспроизвести и в этом его специфика. В процессе изучения истории факты  необходимы для  определения  и  сопоставления  исторических  связей,  для  их обобщения  и  усвоения  в  системе ( т.е.  происходит  обобщение  и  систематизация фактов).  События – это  значительные  единичные  факты ( например,  Ледовое побоище, Отечественная война 1812 г., гражданская война в России и т.д.). Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные 
явления.  Явлениями  называются  общие  понятия ( революция,  восстание), безотносительно  к  конкретным  фактам,  без  указания  места,  времени,  участников, либо многократно повторяющиеся факты (например, княжеский суд, междоусобные войны,  средневековая  ярмарка  и  т.п.).  При  изучении  истории  необходимо  также понимание  процессов (это последовательная смена  состояний в развитии). То есть 
это  цепь  взаимосвязанных  во  времени  фактов,  когда  связующим  звеном  бывают причины  и  следствия.  Например,  появление  мануфактур,  возникновение средневековых городов и т.п. По содержательному признаку исторические факты подразделяют на главные 
и  неглавные.  Главными  считаются  те  факты,  которые  передают  основное содержание  темы  урока, т. е. воссоздают  картину  изучаемых  событий  и явлений и раскрывают  его  существенные,  наиболее  важные  стороны.  Отличительной  чертой 
многих главных фактов является то, что в их содержании и связях заключены важные теоретические  сведения,  необходимые  для  формирования  у  школьников исторических понятий, мировоззренческих идей, знаний о закономерностях развития. 
К главным фактам  относятся: 1) окружающая среда, 2) материальные  предметы, 3) люди-участники  исторических  событий, 4) локализованные  во  времени  и пространстве  динамичные  факты, 5) локализованные  во  времени  и  пространстве 
статичные факты. 
В  свою  очередь неглавные  факты  менее  информативны  и  идут в  сочетании  с главными,  дополняя  их,  конкретизируя  и  связывая  между  собой.  К  этой  группе фактов относят неглавные динамичные факты, их локальные и временные отношения, 
2) неглавные относительно статичные факты, их локальные и временные отношения, 3)  историко-статистический,  хронологический  и  картографический  материал. Учителю важно понимать, что анализ фактов, умение выделить главные и определить 
их  взаимосвязь  позволит  ему  сформировать  у  учащихся  умение  делать  выводы, анализировать, сравнивать, находить закономерности развития. Наиболее  быстрым  способом  формирования  исторических образов/представлений  является  наглядность,  особенно  предметная  наглядность. Чаще  всего  большинство  исторических  образов  формируется  на  основе изобразительной  наглядности ( картины,  фильмы).  При  этом  необходимо  помнить, что важно непросто показать, но и пояснить новый материал, подчеркнуть наиболее 
важные  черты,  моменты,  составляющие.  При  отсутствии  изобразительной наглядности некоторые учителя прибегают к помощи словесного рисунка. В данном случае можно использовать приемы картинного и аналитического описания, чтение 
описательных  исторических  текстов  из  научной,  научно-популярной  и художественной литературы. Используется также условно-графическая наглядность, которая  локализирует  исторические  понятия  в  пространстве  и  времени.  Здесь  в 
первую очередь речь идет об использовании карт, рисунков (например, меловых либо заранее заготовленных аппликаций). Например, при необходимости словесно описать природу, географическую среду, в которой происходили изучаемые события, кроме 
картинного  описания  важно  использовать  историческую  карту.  Иногда,  создавая типичные образы, например, каких-либо предметов быта, социальных слоев, учитель может использовать  творческую фантазию  детей. Но с  одним условием,  что она не 
должна выходить за рамки реального. Таким  образом,  исторические  представления  являются « низшей  ступенью» 
исторического  знания,  однако  их  отсутствие  не  позволит  учащимся  понять  сути исторического процесса. Наиболее быстрым способом формирования представлений является использование на уроках наглядности. 
 
3.  Невозможно  изучать  исторические  события  вне  времени  и  пространства. Локализация  во  времени  выполняет  важную  роль  в  изучении  истории.  Временная локализация  исторических  фактов  и  изучение  хронологии  в  школе  позволяет 
привести  в  систему  все  изучаемые  исторические  факты,  систематизировать  их, связать  между  собой  и  дать  характеристику  отдельных  периодов  в  процессе исторического  развития.  Каждая  историческая  эпоха  и  период  имеют  некоторые 
общие  черты и  даже не зная  подробностей сущности  факта, но,  зная  события того времени,  можно  восстановить  исторический  факт.  Обязательная  локализация  во времени  не  означает  обязательного  заучивания  всех  исторических  фактов  и  дат, 
включенных  в  курс  истории.  В  зависимости  от  значения  все  исторические  даты можно поделить на 4 большие группы: 
1)  событий  всемирного  значения  или  глобальных  исторических  событий (например, 30—40 тысяч  лет  назад  появился « человек  разумный»,  конец XV — середина XVI в. — начало Великих географических открытий, вторая половина XVIII в. – промышленная революция в Англии, 1939—1945 — вторая мировая война и т.д.), 2)  периодизации  истории ( первобытное  общество,  древний  мир,  средние  века, новое время и новейшее время), 
3)  ориентировки  в  исторических  событиях ( например,  датировка  путешествий Колумба помогает понять суть Великих географических открытий), 4)  даты  частноисторического  характера ( например,  годы  жизни  исторических деятелей). 
Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых  двух групп. Даты третьей и четвертой групп имеют фактически второстепенное значение и выполняют дополнительную роль. 
                                                 
 Аналитическое описание отличается от картинного тем, что воссоздает не только целостные образы, но и их существенные  детали,  показывает  взаимодействие  их  важнейших  составных  частей.  Этим  аналитическое описание сближается с приемом объяснения, но не заменяет его, так как передает в основном только внешние признаки предметов и явлений. Прием аналитического описания чаще всего используется при изучении орудий труда, хозяйственных и военных построек, средств передвижения и т.д.  Измерение  времени  для  младших  школьников  представляет  определенные трудности. Обычно учитель пытается соотнести уже известные учащимся даты с их 
жизнью.  Однако таким  образом  изучение  хронологии  охватывает лишь  небольшой период времени. Поэтому здесь учителю поможет  лента времени. Лента времени – это  прямая  линия,  разделенная  на  равные  отрезки,  означающие  определенное количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия (т. к. это возраст детей). Затем переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем, как определить век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век:  например, 1300 год – XIII век, но  если на  месте нулей  будет  любая другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год – XIV век. 
Также  определятся  век  в  трехзначных  датах.  Для  большего  понимания  можно составить таблицу, в которой будут указаны года определенных веков. Например: IX век – 801–900 гг., X век – 901 –1000 г. и т. д. В рамках  формирования  представления  о  времени  объясняем  деление  века  на первую  и  вторую  половину,  на  трети  и  четверти  века,  а  также  объясняем  такие понятия как начало и конец века, 10-е, 20-е и т.д. годы. Начальный  момент  системы  летоисчисления,  а  также  сама  система летоисчисления называется эрой, например, христианская или новая (наша) эра. Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет – летоисчислением. 
Изучая Древний Египет, ученикам необходимо объяснить обратный счет лет в истории.  Обратный  счет – это  одна  из  условностей,  о  которой  в  свое  время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от  Рождества  Христова.  Если  прибавить  прошедшие  с  этого  времени  года,  то получается неудобная цифра. Следовательно, счет надо вести не от наших дней, а от 
какого-то  постоянного  года. Необходимо  отметить, что  в  разное  время  люди  вели летоисчисление  от  разных  исторических  событий.  Например,  от  сотворения  мира, олимпийских игр, основания Рима и т.д. Кроме линии  времени  есть  еще  ретрограмма.  Вместо  того,  чтобы  начинать  с прошлого и двигаться вперед, мы выбираем какую-либо точку и идем назад, т.е. это линия  времени  наоборот.  Чтобы  сделать  изложение  более  интересным,  можно показывать изменения времени на примере машин, домов и т. д. (т. е. использовать прием сравнения). 
Пример: Ретрограммы – двадцатый век. 
Материалы: карточки  с  датами  или  список  ключевых  дат,  которые  вы хотите использовать в ретрограмме. 
Составление ретрограммы: 
 Можно  нарисовать  ретрограмму  на  полу  или  использовать  настенный  стенд 
или веревку с бельевыми прищепками. Отметьте сегодняшний день 

Приготовьте  карточки  с  датами,  чтобы  разместить  их  на  ретрограмме.  Это могут  быть  даты  рождения  учеников,  вехи  их  жизни  и  жизни  их  родителей  или ключевые события двадцатого века. 
 
Отмерьте шагами и отмерьте разные события, начиная с года твоего рождения, даты рождения родителей, дедушек, бабушек. 
 Определите, какие события двадцатого века были ключевыми. Поместите их на ретрограмму. 
 Отметьте ключевые события на ретрограмме. 
Какие же существуют приемы работы с хронологией?  В ходе изложения нового материала учитель фиксирует внимание учащихся на 
наиболее важных исторических фактах. Например, просит их запомнить, предлагает записать в тетрадь, связать дату со столетием, его частью, с ранее усвоенной датой с помощью решения хронологических задач. 
Важную  роль  в  формировании  и  закреплении  временных  представлений отыгрывает составление и ведение учащимися хронологических таблиц. Для этого в конце  ученической  тетради  отводится 4–6 страниц.  Вверху  первой  из  страниц записывается название «Хронологическая  таблица». Каждая страница этой таблицы делится в соотношении ј:ѕ. В узкой части записывают даты, в широкой — события. 
Считается,  что  ведение  хронологических  таблиц  представляется  целесообразным даже  если  они  есть  в  учебнике.  При  подготовке  к  урокам  повторения,  зачетным урокам, хронологическим диктантам ученикам будет удобнее готовиться с помощью таблиц.  В  связи  с  этим  учитель  должен  познакомить  учеников  с  приемами рационального повторения. Есть два способа. Первый — листом бумаги или тетрадью закрывается  дата,  а  ученик,  читая  записанное  событие,  пытается  вспомнить  дату. Когда  все  даты  таким  образом  усвоены,  можно воспользоваться  другим  способом. Закрыть названия событий и по датам вспомнить их. Учитывая тот факт, что в 9-11 
классах  количество  дат  увеличивается,  некоторые  учителя  советуют  ученикам  не вести  хронологические  таблицы,  а  записывать  даты  в  конспект.  Для  удобства  их запоминания,  целесообразно  даты  необходимые  для  запоминания  выделять  другим цветом, например, красным или выносить их на поля тетради напротив записанного текста. 
При  работе с  датами важно задействовать  на  уроке  доску. Считается, что  на каждом  уроке  на  доске  должен  присутствовать  определенный  минимум  знаний: 
название  темы,  ее  план,  список  исторических  дат  и  понятий,  имена  исторических деятелей с годами их жизни или деятельности, вопросы и задания для учащихся. С точки зрения размещения дат и понятий необходимо даты записывать в левой части доски, а понятия – в правой.  
При изучении хронологии в школе учителя должны создавать ситуации, в ходе которых  ученики  лучше  будут  понимать  происходившие  процессы  и  соотносить события  в  разных  странах.  Поэтому  на  уроках  истории  целесообразно  предлагать ученикам  соотнести  даты  с  периодами,  логическое  запоминание  дат,  решение хронологических  задач,  установление  синхронных  связей  между  типичными 
событиями, которые проходили в разных странах, составление логично законченных комплексов,  которые  помогают  проследить  развитие  какого-нибудь  процесса, составление  хронологических  таблиц,  расположение  событий  по  схеме « раньше  и после». Рассмотрим эти приемы на примерах. 
Пример  стандартных  хронологических  задач: «В 1918 г.  была  образована независимое  польское  государство.  Через 8 лет в  нем  произошел государственный переворот. В каком году он произошел?». Или: «В каком году произошло событие, если  это  случилось … лет  назад?», «На  сколько  лет  одно  событие  произошло раньше/позже другого?», «Сколько лет продолжалось…?». 
Существуют  нестандартные  хронологические  задачи.  Например, «Александр 
Македонский  родился  в 105 год  Олимпиады.  В  каком  году  по  христианскому календарю это было?».  
Можно  также  решать  хронологические  уравнения.  Например: (год  начала 
Реформации в Германии + год начала  Столетней войны + год окончания гуситских  войн – год разгрома Непобедимой Армады + год образования государства у франков): 
4 = ? (год и событие). 
Для понимания хода исторических процессов, как и для проверки знаний, можно использовать  определенную  группу  дат  для  написания  короткого  сочинения  или устного  рассказа  по  теме.  Для  этого  на  доске  учитель  записывает  определенные наиболее  важные  исторические  даты,  но  не  называет  события.  На  основе  этого определяется тема для сочинения. Например, написать сочинение на тему «Варвары победили Рим», используя даты: 330 г., 395 г., 410 г., 476 г. (330 г. – перенос столицы из  Рима  в  Константинополь, 395 г. — раздел  Римской  империи  на  Западную  и Восточную, 410 г. захват готами Рима, 476 г. падение Западной Римской империи). 
Хронологические  сочинения  можно  дифференцировать  по  степени  сложности. Например,  увеличивая  или  уменьшая  количество  дат,  сочетая  с  датами  понятия, географические названия, исторические личности и т.д. 
Важную  роль  в  изучении  истории  играет  составление  хроник  и  таблиц исторических событий. Хроники составляются по принципу: дата – событие, новая дата – новое  событие.  Например, «Хроника  экспансии  Рима», «Хроника  монголо-татарского  нашествия», «Хроника  второй  мировой  войны»  и  т.д.  Можно  также проводить работу по систематизации дат. Например, В. Ракуть предлагает в 6 классе 
на  уроке  повторения и  обобщения предложить  ученикам провести систематизацию известных им дат и событий в соответствии с периодизацией истории средних веков. 
Для этого необходимо заполнить следующую таблицу. 
Даты важнейших исторических событий средневековья. 
Раннее  средневековье (5—9 вв.) 
Высокое средневековье (10—13 вв.)  Позднее  средневековье (14–15 вв.) 
    
При  работе с хронологией  можно использовать построение графиков и схем с использованием исторических дат. Например, показать на схеме динамику развития революционного движения в России в 1905—1907 гг. В  ходе изучения  истории важную  роль  играет составление синхронистических таблиц.  С  их  помощью  достигается  эффективное  логическое  повторение исторических дат и событий путем их сравнения, обеспечивается анализ однородных событий  по  времени  возникновения  и  продолжительности,  создаются  условия  для 
поиска  закономерностей  и  особенностей  исторического  развития  различных  стран, 
регионов, народов. На уроках в школе могут использоваться два вида синхронизации: 
1)  по  датам, 2) по  событиям.  В  первом  случае  можно  ожидать,  что  из-за 
неравномерности  исторического  развития  события  в  разных  странах  могут  быт разными.  Этот  вид  синхронизации  хорош,  если  необходимо  показать неравномерность  развития  исторических  событий.  В  случае,  если  учителю необходимо показать общие  закономерности, которые находятся  в основе развития человеческого  общества,  лучше  использовать  синхронизацию  по  событиях. 
Например, сравнить развитие Западной Европы и белорусских земель. 
Важную роль в работе с датами  играет их  закрепление и проверка.  В  качестве проверки знаний в 4-9 классах можно использовать карточки, на которых большими черными  цифрами  записаны  даты ( обязательные  для  запоминания).  Учитель показывает карточку — ученик называет событие.  
Еще  одной  формой  проверки  знания  хронологии  является  проведение хронологических диктантов. Обязательным условием проведения такого рода работы является  запись дат  на доске, на листах (карточках) или  специальном плакате. Это  связано  со  зрительным  восприятием  исторических  дат  учениками.  Существует  три типа хронологических диктантов: 
1) демонстрируется  карточка  с  датой — ученики  должны  записать  или назвать событие, 
2) называется событие – ученика  предлагается  назвать  или  записать  дату этого события, 3)задания комбинируются — называются то даты, то события. 
Одной  из  форм  проверки  знаний  выступают  тесты.  Их  целесообразно использовать  для  усвоения  материала  насыщенных  датами  тем.  В  данном  случае можно предложить разные типы заданий. Например, 1) в тестовых заданиях можно 
предложить соотнести события  и даты (одному  событию соответствует одна дата); 
2) напротив  каждого  исторического  события  пишутся  несколько  дат,  из  которых 
ученикам необходимо оставить только одну правильную (здесь используются только 
исторически верные даты, а не придуманные), 3) дается задание, которое необходимо 
дополнить нужной датой (подсказка дается в скобках). 
При  рассмотрении  вопроса  о  формировании  у  школьников  временных 
представлений необходимо отметить и 3 группы способов запоминания дат.  
 
1.  Сознательное (логическое) запоминание хронологии.  
А)  Вести  отсчет  от  какой-либо  круглой  даты.  Например,  в 1200 г.  немецкие рыцари принимают решение о походе на Восток. Через год, в 1201 г., они заложили крепость  Ригу.  В 1202 г.  создана  военно-религиозная  организация – орден меченосцев, а в 1203 г. крестоносцы ворвались на территорию белорусских земель. 
Б)  Записывать  исторические  события,  которые  происходили  в  одно  и  то  же время,  попарно.  Например, 980 г. – поход  новгородского  князя  Владимира Святославича на Полоцк и первое летописное воспоминание про Туров; 1240 г. битва на Неве со шведами и захват монголо-татарами Киева, начало монголо-татарского ига на Руси. 
В) Соединение в пары исторических событий, которые происходили через 1, 10, 100, 200 и т. д. лет. Например, 862 г. летописное воспоминание про Полоцк, 863 – создание славянского алфавита; 1380 г. битва на Куликовом поле, 1480 г. стояние на р. Угре. Конец монголо-татарского ига на Руси и т. д. 
Г)  Определение одной из  дат  протяженного  исторического события используя знания  о  его  длительности.  Например,  Ливонская  война  продолжалась 25 лет  и началась в 1558 г. (соответственно закончилась в 1583 г.) 
2.  Ассоциативные способы запоминания исторических дат. 
Во-первых, наличие в исторических датах нулей. Например, 800 г. – коронование Карла Великого, 1500 г. – начало новых войн с Москвой, 1700 г. — начало Северной войны. Во-вторых,  наличие в исторических  датах двух  одинаковых чисел, которые расположены  рядом.  Например, 988 г. – начало  распространения  христианства  у восточных славян, 1399 г.  битва войска Витовта с татарами на р. Ворскле, 1445 г. возникновение книгопечатания, 1772 г. первый раздел Речи Посполитой. 
В-третьих, наличие в исторических датах чисел, которые в прямом и обратном направлении читаются одинаково. Например, 1881 г. убийство народовольцами царя Александра II. 
В-четвертых, наличие в  различных исторических  событиях  дат,  последние  две 
цифры  которых  одинаковые.  Таким  образом,  разница  между  событиями  состоит  в 
одно или несколько столетий. Например, 1399 г. – битва войска Витовта с татарами  на р. Ворскле, 1499 г. получение Минском мандебургского права. Или, в 1390 г. Брест получил магдебургское право и около 1490 г. родился Франциск Скорина. 
 
3.  Приемы механического запоминания. 
Игры, кроссворды, работа с карточками, составление таблиц. 
Таким  образом,  изучение  хронологии  является  неотъемлемым  условием формирования исторических знаний. Однако необходимо помнить, что учащиеся не должны  запоминать  все  даты,  приведенные  в  учебнике,  а  только  даты,  связанные всемирного значения и периодизации истории. Для облегчения запоминания событий, существует ряд приемов для работы с хронологией. 
 
4. Многие  исторические  события усваиваются  лишь  в связи  с определенными географическими  или  пространственными  условиями.  Очень  важно  при  изучении истории иметь представление о характере местности, климате, наличии рек, озер и 
морей,  путей  сообщения,  полезных  ископаемых  и  т.  д.  Отнесение  событий  к конкретному  пространству  и  описание  географической  среды,  в  которой  оно произошло,  называется  локализацией.  Основным  средством  формирования 
пространственных представлений являются исторические карты. Они отличаются от географических карт тем, что они содержат минимум географической информации и концентрируют  внимание  учащихся  на  событиях  социально-экономического, политического  и  культурного  развития  общества.  Все  исторические  карты подразделяются на виды: 
-  обзорные (общие) исторические карты, 
тематические, 
- карты-планы и карты-схемы. 
Обзорные ( общие)  карты  содержат  небольшой  объем  информации,  как правило, в основу такой карты кладется развитие какого-то исторического процесса. 
Например, “Рост  территории  российского  государства  в XVI-XVII вв.”, “Европа  в 
XVII в.”. 
В  отличие  от  общих,  тематические  карты  посвящены  изучению локализованных  на  определенной  территории  главных  событий  и  явлений.  Напр., “Крестьянская война в Германии”, «Завоевания Александра Македонского» и т. д. При  рассмотрении  каких-то  событий  используются  такая  разновидность тематических  карт  как  карты-планы  и  карты-схемы  (напр.,  карта-план Куликовской битвы,  карта-схема “Сталинградская битва”)  на  схематических  картах есть  стрелки,  условные  обозначения,  а карта-план  содержит  рисунки (напоминают аппликации). Чаще такой вид карт используется в очертании с общеисторическими либо тематическими картами. 
Начиная  работу  с  картой,  учитель  должен  познакомить  с  ней  учащихся (рассказать,  чем  отличается  от  географической  карты,  объяснить  условные обозначения). Постепенно можно  привлекать  учеников  к  работе по характеристике карты.  Учитель  должен  помнить,  что  его  слова  должны  сопровождаться  показом. 
Места  боев  показывают  точкой,  реки — по  течению,  границы  государств — непрерывной линией. Перед показом на карте учителю лучше описать места событий словами и только потом обратиться к карте. При описании государственных границ 
следует  обозначать  не  только  физико-географические  ориентиры,  но  и  называть соседних государства и народы.  
Назовем  приемы  наиболее  эффективного  формирования  пространственных представлений у учащихся.   
1. Работа с контурной картой (это графическое отражение событий). Эта работа должна проходить систематически. Начинать работу с контурной картой необходимо на  уроке,  объясняя  учеником  непонятные  моменты.  Необходимо  объяснить школьникам,  что  рисовать  на  контурных  картах  лучше  цветными  карандашами,  а писать простыми. 
2. Работа с “черными” картами — это самодельная контурная карта, нанесенная на  доску (бумагу,  линолеум).  Для  ее  изготовления  используется  графопроектор,  на который кладется контурная карта и ее контур наносится водоэмульсионной краской, а затем рисуется на этой карте. Изображения на такой карте появляются синхронно изложению  нового  материала.  Кроме « черных  карт»  можно  применять  меловые контурные  карты,  которые  выполняются  на  школьной  доске  и  также  по  ходу изложения нового материала заполняются (желательно цветными мелками) учителем и соответственно детьми в тетрадях. Можно использовать также прием «оживления 
карт» путем прикрепления аппликаций, стрелочек, условных знаков, ленточек и т. д. Необходимо помнить, что картографические пособия выступают не только как средства локализации в пространстве исторических явлений. Карты являются также источником  знаний  об  исторических  и  географических  явлениях  на  определенной территории, чувственной  опорой  овладения  и  осознания  связей между  изучаемыми историческими  фактами,  и  могут  служить  средством  обобщения  изучаемого материала,  средством  закрепления  и  проверки  знаний  учащегося.  Поэтому  карта должна присутствовать на каждом уроке и соответствовать теме урока. 
Пример заданий для формирования картографических знаний учеников: 
Предлагаю два варианта, определите, который из них более эффективен. 
Для развития умения локализовать историческое событие на карте: 
1) покажите на карте территорию Древнего Египта, 
2) Покажите  на  карте  страну  Черной  земли  и  опишите  словами  ее географическое положение. 
Для развития умения сопровождать показ по карте словесным описанием. 
1)  Покажите на карте реку, которую, по преданию, наполняет водой бог Хапи. 
2)  Покажите  на  карте  предполагаемую  область  прародины  человечества, опишите ее географическое положение. Назовите места стоянок древнейших людей и сделайте вывод о вероятных причинах расселения древних людей в этом районе мира. 
Для  развития  умения  анализировать  содержание  исторической  карты  с 
использованием дополнительных источников. 
1)  Сравните  политическую карту мира к началу и к  концу Нового времени.  В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств,  полуколоний  и  колоний.  Сделайте  выводы  о  характере территориальных и политических изменений. 
2)  Опишите положение России в конце XIX – начале XX вв. 
Для развития  умения решать  проблемные  задачи, используя карту  в качестве источника: 
1) объясните, как человек разумный смог освоить Землю «не замочив ног», 
2) покажите на карте первые районы земледелия и опишите их географическое 
положение, 
3) определите, в  каких  районах Земли  в  качестве денег 10–4 тыс. лет  назад 
могли  использоваться:  морские  раковины,  перья  экзотических  птиц,   поросячьи  хвостики,  мешочки  с  како-бобами,  шкурки  пушных  зверьков, бруски железа и т.д. 
Существуют требования к картографическим знаниям и умениям учащихся. Так, к концу 5 класса школьники должны знать: 
1) что название карты указывает на тему, на ее основное содержание, 
2) что  тематические  исторические  карты «накладываются»  на географический 
«фон», 
3) что исторические карты рассказывают о прошлом, 
4) что  сменявшие  друг  друга  события  могут  изображаться  на  одной 
исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство 
в пространстве, 
5) что условные знаки расшифровываются в легенде карты. 
Вообще же школьники должны уметь: 
1) узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство, 
2) воспринимать масштаб, 
3) сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями, 
4) сравнивать  размеры  территорий,  изображенных  на  карте,  с  известными 
величинами (больше или меньше, чем наша республика и т. д.), 
5) правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить ее 
средствами обычной речи, 
6) находить на карте и называть включенные в легенду знаки, 
7) находить  изображенную  на  небольшой  карте  территорию  на  картах, 
охватывающих большее пространство, 
8) передавать содержание карты устно и, в известных пределах, графическими 
средствами. 
Таким  образом,  использование  на  уроках  карт  позволяет  не  только  получить 
новые  знания,  но  и  закрепить  и  проверить  уже  имеющиеся.  Использование  карты 
является обязательным методическим обеспечением уроков истории в школе. 
 
5. В изучении истории важную роль отыгрывают понятия. Они необходимы для объяснения и систематизации фактов, а также осмысления других понятий. Понятие традиционно состоит из определения,  которое включает в себя родовые, видовые и дополнительные признаки, и термина. В связи с этим процесс формирования понятий происходит эффективно только в том случае, если учитель выделил типичные черты создаваемых  образов,  которые  понимаются  учениками  как  признаки  понятий.  При формировании  понятий необходимо по  мере  возможности  использовать  наглядные представления и только потом вводить определенные понятия, через которые можно подвести учеников к  еще  более общим понятиям.  Например, плуг — земледелие – орудие труда. Таким образом, учитель сначала дает признаки определяемого понятия и  только спустя  какое-то  время формирует новые  понятия. В 4-6 классах  понятия тесно связаны с представлениями, однако уже в 7-8 классах необходимо переходить от  конкретного  наглядно-образного  мышления  к  абстрактно-логическому.  Для определения понятия необходимо отобрать существенные, самые главные признаки, без которых данное событие или явление не может существовать. 
Существует  специальная  памятка  по  определению  понятия.  Исходя  из  нее, необходимо  в  первую  очередь  найти  более  общее ( родовое)  понятие.  Затем установить  отличительный ( видовой)  признак.  И  только  после  этого  составить формулировку определения. Уже в старших классах некоторые учителя предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с их объяснения, не требуя от учеников их обязательного  запоминания.  И  только  постепенно  используя  новое  понятие  при 
объяснении и видя, что ученики понимаю его суть, можно дать определение. Существует  несколько  классификаций  исторических  понятий.  Наиболее  часто все  же  выделяют  следующие  группы  понятий:  общеисторические, частноисторические  и  социологические.  К  общеисторическим  понятиям  относятся понятия, длительные во времени и характерные для нескольких стран. Особенность общеисторических  понятий  заключается  в  том,  что  они  изучаются  на  протяжении всего  курса  истории  и  их  изучении  является  важным  для  формирования  научного 
мировоззрения.  Например,  рабовладельческий  строй,  орудия  труда,  мануфактура  и т.д.  В  отличие  от  общеисторических,  частноисторические  понятия  встречаются только  в  рамках  изучения  одного  исторического  курса.  Они  относятся  к определенному региону и времени. Например, мушкетер, боярин, опричнина и т.д. К социологическим  понятиям  относятся  такие  понятия,  как  государство,  культура, внутренняя политика, церковь и т.д. 
При  формировании  исторических  понятий  у  учащихся 4–8 классов рекомендуется  вести  понятийные  словари.  В  старших  классах  ученики  уже  могут работать с научными словарями и энциклопедиями. Существуют различные методы и приемы работы с историческим понятиями. В первую очередь, вводимые на уроке новые понятия и термины должны быть записаны на доске. По ходу изложения нового материал, учитель обращает внимание детей на новое  понятие  и  просит  записать  его  тетради.  Если  этому  предшествовало 
объяснение,  то  учитель  может  предложить  ученикам  самим  попытаться сформулировать  определение.  Российский  исследователь  А.  Т.  Степанищев предлагает несколько способов формирования понятий. В качестве одного из них он выделяет  трехэтапный  алгоритм  работы,  который  состоит  из 1) вычленения существенных признаков из определения термина, 2) подбора сходных, родственных терминов для анализа, 3) подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина. Рассмотрим этот способ на предложенном Степанищевым примере термина «демократия».  Демократия – «форма  политической  организации  общества, 
основанная  на  признании  народа  в  качестве  источника  власти,  на  его  праве участвовать  в  решении  государственных  дел  и  наделение  граждан  достаточно широким  кругом  прав  и  свобод».  Он  выделяет 4 существенных  признака  в  этом 
определении ( см.  подчеркнутое).  Родственными  терминами  он  предлагает следующие: монархия, конституционная монархия, республика, диктатура  и  т.д. По мнению Степанищева, ученики, сравнивая эти понятия, придут к пониманию термина «демократия». 
Степанищев также предлагает использовать при формировании понятий таблицы (например,  для  формирования  у  учащихся  понимая  разницы  между  синдикатом, трестом  и  концерном,  или  между  национализацией,  конфискацией  и экспроприацией). 
Необходимо помнить, что нельзя перенасыщать урок введением новых понятий. 
Так,  в 1-2 классах ученики  способны  понять  и  усвоить  только 1-2 понятия,  в 3-4 
классах — 3-5, в 5-7 классах – 6-7, в 8-9 классах — 8-9 и в 10-11 классах — 10-12 
понятий. 
Чаще всего исследователи говорят о двух путях формирования понятий. Первый, когда учитель  фактически  объясняет  суть понятия,  дает его  определение, и  только потом вводит сам термин. Второй – фактически противоположный первому. Сначала учитель  вводит  термин,  дает  определение  и  только  потом  раскрывает  и  поясняет новое понятие. 
При  изучении  истории  очень  важно,  что  работа  над  понятиями  происходила регулярно.  С  этой  целью  можно  проводить  понятийные  диктанты ( давать  либо определение, а ученики должны записать термин, либо наоборот), проверять знания по  карточкам,  предлагать  ученикам  творческие  задания.  Например,  подобрать  к понятию  слова, которые  помогают  раскрыть  его  суть:  фараон – царь, пирамида — гробница,  индульгенция – грамота,  воеводство – область  и  т.д.  Как  и  в  случае  с хронологией можно использовать написание сочинения с включением исторических понятий.  Можно  сочетать  понятия  с  датами,  что  позволяет  использовать  задания 
тестового характера. В данном случае возможна следующая разновидность тестовых заданий:  в  определении  понятий  ученикам  предлагается  вставить  пропущенные слова, либо дописать пропущенную часть определения. Можно предложить задание 
на соотнесение понятий и определений. При работе с понятиями можно использовать логические цепочки, которые могут показывать как развитие исторического процесса, так и способствовать более четкому определению значения того или иного понятия. 
 
6.  Овладение  историческим  материалом  невозможно  без  овладения определенными умениями и навыками, а также без знания основных закономерностей исторического развития. 
Умение — это  сознательное  владение  каким-либо  приемом  деятельности. 
Умение, доведенное до автоматизма, называется навыком. 
Выделяют 4 группы умений: 
1) 
Учебно-организационные ( планирование  деятельности,  рациональное 
выполнение заданий, самооценка, режим дня), 
2)
Речевые ( письменные  и  устные) ( умение  отвечать  на  вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать), 
3) Учебно-информационные ( умение  работать  с  книгой ( учебников, хрестоматией, справочниками), библиографией, каталогом), 
4) Учебно-интеллектуальные ( мотивация  деятельности,  логическое 
осмысление  и  изложение  информации,  решение  задач,  восприятие  и воспроизведение, самоконтроль). 
При обучении истории формируются следующие специальные умения: 
-  воссоздание исторических образов, 
-  анализ  источников,  логические  операции,  осмысление  теоретического 
материала ( т.е.  умение  анализировать  исторические  факты  и  сравнивать  их, 
выделять и обобщать существенные признаки, определять исторические понятия и 
оперировать ими), 
-  картографические, 
-  оценочные, хронологические. 
Формирование у школьников умений проходит в 4 этапа: 
1) формирование ориентировочной основы умения, 
2) первичное применение операций учащимися при самостоятельном 
выполнении заданий, 
3) тренировочные задания, 
4) применение умения по типу все более отдаленного переноса.  Работа по формированию у школьников умений происходит в средних классах. 
В  первую  очередь  ученики  знакомятся  с  приемами  устного  изложения  материала, такими как, например, объяснение, рассуждение, описание и т.д. Наряду с приемами устного  изложения  учитель  формирует  у  учащихся  умение  составлять хронологические и синхронистические таблицы, планы, работать с картой и т.д. Большую  роль  в  формировании  умений  отыгрывают  специальные  памятки,  в которых  отражены  основные  положения,  необходимые  для  рассмотрения  или выполнения. Например, рассмотрим памятку по изучению материала о войнах. 
 
Памятка 
для изучения материала о войнах. 
1. Причины и характер войны. 
а) основные противоречия, приведшие к войне; 
б) подготовка к войне; соотношение сил и планов воюющих сторон. 
2. Ход войны. 
а) повод к войне и ее начало; 
б) основные этапы главной битвы; 
в) окончание войны: условия мира, либо перемирия. 
3. Причины определенного результата войны. 
а)  влияние  социально-экономического  строя  на  положение  противников, 
боеготовность армий и ход войны; 
б) влияние характера войны на отношение к ней армий, народов и ее результат. 
4. Значение войны. 
а)  экономические,  социальные  и  политические  последствия  войны  и  ее 
участников; 
б) влияние войны на дальнейшее развитие международных отношений.