модуль по истории

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
ТЕМА 1. МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ  ИСТОРИИ  КАК  ОТРАСЛЬ 
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ 

1
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ 
“МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ” 
 
ТЕМА 1. МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ  ИСТОРИИ  КАК  ОТРАСЛЬ 
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ 
 
1. Предмет и задачи методики преподавания истории. 
2.  Связь методики преподавания истории с другими науками. 
3.  Принципы  построения  новых  программ  по  истории.  Характеристика 
действующей программы по истории. 
4.  Характеристика школьного учебника, его функции. 

Методика  преподавания  истории — это  отрасль  педагогической  науки, которая  изучает  процесс  изучения  истории  с  целью  использования  его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности. 
Предметом  методики  преподавания  истории  является  процесс  изучения истории.  Он  состоит  из  ряда  составляющих,  между  которыми  существует определенная  взаимосвязь  и  взаимообусловленность.  Итак  процесс  обучения включает  в  себя:  цели  обучения,  содержание,  деятельность  учителя,  деятельность учеников и результат.  
Цели  обучения  определяются  государством.  Обычно  это  воспитание патриотического человека с гуманистическими взглядами. Методика конкретизирует общие цели и определяет задачи изучения каждого курса, раздела и тем, и отмечает, что  основной  целью  изучения  истории  в  школе  является  формирование  на  основе возрастных  и  индивидуальных  особенностей  учеников  социально  активной, 
разносторонне  творческой  личности  с  научным  гуманистическим  мировоззрением. Традиционно  цели  обучения  фиксируются  в  государственной  концепции исторического образования, которая в Беларуси была принята в начале 1990-х годов. Программа 2006 г.  по  истории  так  определяет  цель  исторического  образования  на базовом  уровне: «1) овладение  учащимися  основами  систематических  знаний  о всемирном  историческом  процессе, 2) приобщение  учащихся  к  достижениям отечественной и мировой культуры, 3) воспитание гражданственности, патриотизма, национальной самоидентификации». 
Содержание  обучения  определяется  целями  обучения,  которые  разработало государство,  а  также  возрастными,  психологическими  и  физиологическими особенностями  учащихся.  Содержание  оформляется  в  виде  государственных стандартов,  программ и  учебников.  Исходя из  этого, методика  должна разработать содержание обучения в каждом классе. 
Преподавательская  деятельность  учителя:  Методика  определяет  наиболее оптимальные  способы  организации  процесса  обучения ( т.  е.  методы),  определяет эффективные  приемы  и  средства обучения  и  разрабатывает  методические  условия, которые позволяют повысить эффективность обучения. 
С  учетом  изменений  в  процессе  обучения  были  разработаны  требования  к профессионально-педагогическим умениям учителя истории: -  определять  уровень  личностного  развития  учеников ( сформированность  их личностных функций), 
-  ставить  педагогические  цели  различной  масштабности  с  учетом  гуманитарных 
возможностей изучаемой темы, 
-  использовать  различные  гуманитарные  факторы  в  изучении  истории:  побуждать школьников  к  осознанию  философско-мировоззренческих  выводов  на  основе изучаемого  материала,  создавать  ситуации  с  морально-эстетическим  содержанием, 
проявлять высокую культуру, эрудицию при изложении материала. 
-  определять  уровень  личностного  развития  учеников ( сформированность  их личностных функций),
-  ставить  педагогические  цели  различной  масштабности  с  учетом  гуманитарных возможностей изучаемой темы, 
-  использовать  различные  гуманитарные  факторы  в  изучении  истории:  побуждать школьников  к  осознанию  философско-мировоззренческих  выводов  на  основе изучаемого  материала,  создавать  ситуации  с  морально-эстетическим  содержанием, проявлять высокую культуру, эрудицию при изложении материала. 
Обучающая  деятельность  учащегося:  обучение — это  двухсторонний процесс,  он  возможен  в  том  случае,  когда  совпадает  деятельность  учителя  и учащегося. Когда одна из сторон не работает, то обучение не происходит. Методика определяет  наиболее эффективные  приемы и  средства  активизации  познавательной деятельности  учащихся.  Необходимо  помнить,  что  познавательные  возможности учащихся  связаны с  возрастом  ученика и  соответствующим  уровнем  исторических знаний. Только посильное познание способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Педагоги  выделяют  три  фактора,  влияющие  на  развитие  у  учащихся познавательного интереса к истории. Во-первых, содержание учебного материала (его 
характер  и  организация).  Во-вторых,  организация  учебного  процесса.  Здесь подразумевается использование различных методов, приемов и средств обучения на уроках. Предполагается, что учитель будет оказывать эмоциональное воздействие на учеников,  использовать  наглядные  и  технические  средства  обучения,  средства привлечения  интереса,  организовывать  различные  формы  познавательной деятельности  учащихся  и  таким  образом  влиять  на  характер  усвоения  знаний.  И последний,  третий  фактор – это  отношения  учитель-ученики  и  ученик–ученик  в учебном  процессе.  Педагоги  и  психологи  доказывают,  что  только  комфортное 
(приятное,  приносящее  положительные  эмоции)  общение  способствует  развитию  у учеников интереса к предмету. 
Результаты обучения: Методика анализирует и исследует результаты обучения с тем,  чтобы проследить или выявить  факторы, которые влияют на тот или другой результат обучения. В целом результаты обучения измеряются уровнем -  исторического образования, достигнутого на одном уроке, при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 4—12 классах, -  сформированности научного мировоззрения, 
-  воспитания учащихся, 
-  развития познавательных возможностей учащихся. 
Исходя  их  вышеуказанного,  задачи  методики  преподавания  истории  можно определить как ответы на следующие вопросы: 
-  какие цели можно ставить перед изучением истории; 
-  чему учить (содержание обучения); 
-  как учить детей, как преподавать учителю; 
-  какая  познавательная  деятельность  школьников  необходима  для 
усвоения содержания обучения; 
как  учитывать  результаты  обучения  для  дальнейшего  его 
усовершенствования. 
 
2. Методика преподавания истории в школе тесно связана с педагогикой, т. к. эта отраслью педагогической науки, дидактикой, теорией воспитания.  Учитывая  тот  факт,  что  методика  постоянно  исследует  процесс  изучения истории в школе и пытается конкретизировать методы обучения, она тесно связана с самой историей как наукой. Из нее она черпает свое содержание и на основе этого 
адаптирует достижения исторической науки в процесс преподавания в школе. Именно методика  перерабатывает  и  приспосабливает  научные  достижения  к  требованиям учащихся. 
Кроме указанного методика связана с философией (особый интерес представляет теория  познания),  психологией ( знание  психических  особенностей  детей  разного возраста), возрастной физиологией и школьной гигиеной. 
 
3.  Как  уже  отмечалось,  основные  требования  и  подходы  к  преподаванию 
истории  в  школе  заложены  в  Концепции  исторического  образования  Республики 
Беларусь.  Исходя  из  нее  в  республике  была  составлена  школьная  программа,  на 
основании  которой  написаны  учебники.  Необходимо  помнить,  что  школьная 
программа — это государственный документ, который определяет цели, содержание 
и  структуру  школьной  дисциплины,  а  также  определяет  тот  минимум  знаний, 
который должен быть усвоен в каждом классе и в школе в целом. 
Программы  являются  обязательными  для  всех  государственных  школ.  В 
частных  школах программа  может  быть другой,  однако  с содержанием  стандартов 
образования,  определенного  в  типовой  программе.  Программа  утверждается 
министерством  образования  и  является  основным  документом  для  организации 
обучения.  Существуют 3 вида  программ: 1) типовая, 2) рабочая, 3) авторская. 
Считается, что две последние в своей основе учитывают типовую программу. Вместе 
с  тем,  во  всех  программах  должны  присутствовать  основные  структурные 
компоненты такого рода документов. 
Структура школьной программы: 
1.  Объяснительная  записка ( в  ней  определяются  цели  предмета,  структура, 
методические рекомендации, предлагаются средства обучения), 
2. Определяется объем знаний, который должен усвоить ученик в каждом классе, 
3.  Перечислены  основные  понятия,  умения  и  навыки,  которые  должны  быть 
усвоены в каждом классе, 
4.  Критерии  оценок,  литература  для  учителя  и  учащихся,  названы  новые 
учебные пособия. 
Авторы  программ  должны  руководствоваться  едиными  дидактическими 
принципами ( научность,  системность,  последовательность,  учет  возрастных 
особенностей). Существует несколько принципов построения курса истории: 
ЛИНЕЙНЫЙ принцип предусматривает изучение истории в хронологической последовательности с древнейших времен до наших дней. 
ЛИНЕЙНО-СТУПЕНЧАТЫЙ  принцип  требует  от  авторов  программ  такого расположения  исторического  материала,  которое  предусматривает  постепенное возрастание количества исторических фактов и теоретических понятий в зависимости 
от уровня обучения, на котором находится ученик. 
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ  принцип  предусматривает  неоднократное  изучение одного  и  того  же  материала,  но  на  разных  уровнях.  В  старших  классах – это преподавание  на  проблемно-теоретическом  уровне.  Обучение  на  этом  уровне призвано  дат  возможность  учащимся  самостоятельно  изучать  социально-историческую  действительность.  Концентричность  может  предусматриваться  и  в   4
каком-то конкретном материале. При использовании этого принципа важно избегать повторения. 
СВЯЗЬ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  И  ВСЕМИРНОЙ  ИСТОРИИ:  при  разработке курса  шаблонно  учитываются  опоры  на  понятия,  сформулированные  в  курсе отечественной и всемирной истории. 
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  принцип  применяется  при  теоретическом изучении истории. 
СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ принцип предполагает изучение истории одной страны, а затем – другой, а в конце курса идет объединение. 
Действующая  в  нашей  стране  программа  по  истории  построена  по  линейно-концентрическому принципу и предусматривается изучение истории в 4-12 классах. 
В настоящее время школы переходят на 12-летнее обучение, где изучение истории 
может  проводиться  на  базовом  и  повышенном  уровнях.  Базовый  уровень – это 
минимально  необходимый  объем  содержания  учебного  материала,  обязательное 
усвоение  которого  выполняет  общекультурную  функцию  в  развитии  личности, 
формировании у учащихся социальной и функционально грамотности. Повышенный 
уровень изучения истории предусматривает минимальное расширение и углубление 
содержания образования базового уровня изучения предмета. В значительной степени 
изучение содержания образования на повышенном уровне ориентирован на отработку 
способов деятельности и формирование опыта творческой деятельности. 
В 4 классе начальной школы преподается синтетический курс «Наша Радзіма — 
Беларусь”. Этот курс  ориентирован  на  формирование  у  учащихся представлений и 
элементарных  первоначальных  знаний о  наиболее значимых событиях  и  личностях 
отечественной  истории.  Фактически  этот  предмет  выполняет  функцию  подготовки 
младших школьников к системному изучению истории. 
В 12-летней школе преподавание истории начинается с 4 класса, когда ученики 
изучают историю Древнего мира (да 5 в. н.э.).  
В 5 классе изучается история средних веков (конец 5 – 15 вв.) (34 ч.) и история 
Беларуси с древнейших времен до конца 15 в. (34 ч.). 
В 6 классе изучается всемирная история нового  времени (16—18 вв.) (34 ч.) и 
история Беларуси (16—18 вв.) (34 ч.). 
В 7 классе - всемирная  история  нового времени (16–18 вв.) (34 ч.) и  история 
Беларуси (16– конец 18 вв.) (34 ч.). 
В 8 кл. продолжается изучение нового времени в 19 в. и до начала 20 в. (34 ч.) 
Соответственно и история Беларуси с конца 18 в. до 1917 г. (34 ч.) 
В 9 классе изучается новейшая история и история Беларуси с 1918 г. до 1945 г. 
(соответственно 34 ч. – базовый уровень, 51 ч. – повышенный уровень), 
в 10 – с 1945 г. до наших дней (34 ч. – базовый уровень, 51 ч. – повышенный 
уровень). 
В 11–12 классах идет фактическое повторение и углубление знаний по истории. 
В 11 классе охватывается период от древнего мира до конца 18 в. (34 ч. на историю 
Беларуси и 34 ч. на всемирную историю), а в 12 классе – 19– начало 21 вв. (34 ч. на 
историю  Беларуси  и 34 ч.  на  всемирную  историю).  Программа  предусматривает 
изучение  истории  Беларуси  в  контексте  восточнославянской,  общеевропейской  и 
мировой истории. 
 
4.  Важную  роль  в  обучении  истории  в  школе  играет  учебник.  Не  вызывает 
сомнений,  что  учебники  могут  быть  разными  по  способу  подачи  материала, иллюстративности, методическим составляющим. Но, не смотря на это, в них все же можно выделить основные структурные компоненты. Условно  в любом учебнике  можно выделить  две составляющие.  Это  текст и внетекстовые компоненты. Главной составляющей учебника является текст. Его подразделяют на  
а) основной (повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный, обобщающий),  
б)  дополнительный ( документы,  отрывки  из  художественной  литературы, биографические справки), 
в) пояснительный (определение терминов, подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках). 
К внетекстовым компонентам относят  
а) иллюстрации (фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты), 
б)  т.н.  аппарат  ориентировки ( оглавления,  рубрикации,  сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература), 
в)  методический  аппарат ( вопросы  и  задания,  выделения  в  тексте,  пункты параграфов, даты, термины, таблицы, инструктивно-методические материалы). 
Из своего опыта Вы знаете, что учебник присутствует на каждом уроке в школе. 
В значительной степени это обусловлено его функциями. А именно:  
-  информационная ( выступает  источником  знаний,  раскрывает  содержание 
образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учеников), 
систематизирующая (обеспечивает  последовательность  изложения  содержания и 
его систематизацию), 
координирующая ( выступает  как  основное ( в  некоторой  степени,  главное) 
средство обучения), 
интегрирующая (интеграция (соединение) знаний и умений школьников), 
-  трансформирующая (является носителем программного материала), 
-  контролирующая (носитель обязательного учебного материала), 
-  функция самообразования (т.е.  выступает  в  качестве  средства  самостоятельного 
изучения истории), 
-  воспитательная (помогает реализовать воспитательные задачи обучения истории). 
Исходя  из  указанных  функций,  можно  говорить  и  о  способах  использования материала учебника на уроках. Однако это будет отдельный вопрос.